Приветственное слово руководителя Федерального дорожного Агентства Р.В. Старовойта
к гостям и участникам научно-практической конференции
«Вопросы перехода на стандарты Технического регламента таможенного союза 
ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог»

Уважаемые коллеги!

От имени Федерального дорожного агентства и от себя лично рад приветствовать организаторов и участников научно-практической конференции «Вопросы перехода на стандарты Технического регламента таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».

Как и прежде, у дорожников много задач. До конца 2018 года необходимо привести в соответствие нормативным требованиям все федеральные дороги, а уже через два года обеспечить нормативное состояние 50% улично-дорожной сети в 38 крупнейших городских агломерациях страны в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». К концу 2025 года эту цифру необходимо довести до 85%.

Кроме того, в ближайшей перспективе отрасль должна перейти на новые межремонтные сроки службы покрытий, которые увеличатся до 12 лет (капитальный ремонт будет проводиться по истечении 24 лет).

Для решения этих вопросов необходимо и далее совершенствовать нормативную базу, технологические процессы, обеспечить качество работ, сохранность сети дорог и контроль проезда тяжеловесного транспорта по автомобильным дорогам.

За последние пять лет количество применяемых на российских дорогах инноваций увеличилось на 63% – более 350 инновационных технологий будут применены в 2017 году. Реализуются пилотные проекты по методологии «СПАС» (российский аналог Superpave), растут объемы применения модифицированных битумов, ведется активное применение геосинтетических материалов, наращиваются объемы строительства искусственных сооружений с применением высокопрочных композитных материалов. Применяется BIM-моделирование, начинается развитие дорожных технологий для беспилотного транспорта. Развивается система автоматизированного весогабаритного контроля.

Необходимо отметить, что за это время также удалось существенно обновить, нормативную базу. Если в 2005-м году было подготовлено только три новых национальных стандарта для нужд дорожной отрасли, то в 2016-м – уже 245 новых документов. В связи с вступлением в силу требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» по заказу Минтранса России, Росавтодора и Госкомпании «Автодор» разработан 171 новый ГОСТ. Более 40% межгосударственных стандартов разработаны впервые, остальные переработаны с учетом передовых отечественных и зарубежных требований.

Вместе с тем, масштабная работа по переработке действующих и разработке новых стандартов для отрасли должна быть продолжена. Эта задача является одной из наиболее актуальных и ее решение нужно обеспечить в максимально короткие сроки.
Кроме того, Росавтодором совместно с Минстроем России должна быть произведена корректировка ценовых нормативов на материалы и технологии, применяемые дорожниками в связи со вступлением в силу новых стандартов.

Желаю организаторам, участникам и гостям научно-практической конференции «Вопросы перехода на стандарты Технического регламента таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» успехов и плодотворного сотрудничества на благо развития дорог России!

Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) вступил в полную силу. Для реализации ТР ТС 014/2011 уже разработан 171 межгосударственный стандарт (ГОСТ), в том числе по заказу Росавтодора – 132, однако, на национальном уровне продолжают действовать национальные стандарты (ГОСТ Р), которые содержат нормативные положения не соответствующие нормативным положениям новых ГОСТ, отсутствуют национальные стандарты, содержащие нормативные положения, установление которых на межгосударственном уровне было признано не целесообразным и т.д. Эти задачи и являются первоочередными в части технического регулирования и стандартизации, а именно:
  1. Пересмотр действующих национальных стандартов, в т.ч.:
  • ГОСТ Р 51256-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» (переработка с учетом ГОСТ 2953);
  • ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» (переработка с учетом ГОСТ 32945);
  • ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (переработка с учетом ГОСТ 33151);
  • ГОСТ Р 50970-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования» (переработка с учетом ГОСТ 32843);
  • ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний» (переработка с учетом ГОСТ 33385);
  • ГОСТ Р 52767-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров» (переработка с учетом ГОСТ 33151);
  • ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (переработка с учетом ГОСТ 32945, ГОСТ 33128, ГОСТ 33385);
  • ГОСТ Р 50971-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения» (переработка с учетом ГОСТ 32866));
  • ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (переработка с учетом ГОСТ 33151).
  1. Разработка новых национальных стандартов, в т.ч.:
  • Комплекс стандартов на смеси асфальтобетонные, щебеночно­мастичный, литой асфальтобетон теплые асфальтобетонные смеси и переработанный асфальтобетон (разработка с учетом требований к исходным минеральным материалам: ГОСТ 32824, ГОСТ 32761, ГОСТ 32703, ГОСТ 32826);
  • Комплекс стандартов на смеси бетонные (разработка с учетом требований к исходным материалам ГОСТ 33174, ГОСТ 32703, ГОСТ 32824);
  • Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования (разработка дополнительных требований с учетом ГОСТ 33133);
  • Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование нежестких дорожных одежд (разработка с учетом требований к исходным минеральным материалам: ГОСТ 32824, ГОСТ 32761, ГОСТ 32703, ГОСТ 32826, а также новых стандартов на асфальтобетон);
  • Комплекс стандартов на грунты, смеси щебеночно-гравийно­-песчаные необработанные, а также обработанные органическими и неорганическими вяжущими материалами (разработка с учетом требований к исходным материалам: ГОСТ 32824, ГОСТ 32761, ГОСТ 32703, ГОСТ 32826, ГОСТ 33133);
  • Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Правила применения (разработка в развитие ГОСТ 32757 и ГОСТ 32758);
  • Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные ограждения. Правила применения (разработка в развитие ГОСТ 33127, ГОСТ 33128, ГОСТ 33129).
  1. Разработка новых национальных стандартов на основе сводов правил, в т.ч.:
Дороги автомобильные общего пользования. Земляное полотно.
Технические требования (взамен СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*). Данный стандарт должен содержать требования к основанию полотна, к насыпям и выемкам, к устройству водоотводов, к присыпным обочинам;

Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная  одежда.
Технические требования (взамен СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*). Данный стандарт должен содержать требования к высотным отметкам, к ширине слоев, к поперечным уклонам, к ровности;

Дороги автомобильные общего пользования. Мосты и трубы.
Технические требования (взамен СП 46.13330.2012 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 3.06.04-91). Данный стандарт должен содержать требования к геодезическому обеспечению строительства, к основаниям и фундаментам, к стальным конструкциям, к конструкциям дорожной одежды.